avangard-pressa.ru

Реферат Понятие розничной торговли их функции и особенности


Оптовая торговля
Оптовая торговля, составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства, до предприятий — потребителей продукции. При социализме функции О. т. — организация сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрация продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, её хранение, сортировка и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учётом нужд потребителей. К О. т. относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья. По месту в процессе общественного воспроизводства различается О. т. средствами производства и предметами потребления. О. т. средствами производства организационно отделяется от О. т. потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения — материально-техническое снабжение. Движение товаров через О. т. планируется государством в соответствии с балансами производства ираспределения товарных ресурсов. Чёткое разграничение функций промышленных предприятий и организаций, с одной стороны, и О. т. — с другой, при котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю свою продукцию сдают организациям О. т., устранение параллелизма в сбыте, позволяют сократить время и издержки обращения (они составляли в СССР в начале 1970-х гг. около 1,5% к общему обороту О. т.).
В СССР О. т. товарами народного потребления в основном сосредоточена в системе министерства торговли СССР, осуществляется 8 специализированными организациями (конторами): Мясорыбторг, Бакалейторг, Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Хозторг, Культторг, Галантерейторг. Кооперация потребительская имеет свою О. т., разветвленную систему выходных, прифабричных и областных баз, контор, холодильников. Деятельность предприятий О. т. основывается на договорных началах с производителями продукции и организациями (предприятиями) розничной торговли. В договорах определяются объём, сроки и ассортимент поставляемых товаров. О. т. через систему договоров с предприятиями-производителями влияет на качество и ассортимент готовой продукции. Важную роль в установлении связей промышленности и торговли играют оптовые межреспубликанские и межобластные ярмарки.
Совершенствуется техническое оснащение О. т. С 1961 по 1973 количество складского оборудования увеличилось примерно в 5—6 раз. Строятся новые крупные предприятия О. т. (склады, холодильники), оснащенные современной техникой. В начале 70-х гг. было 154 тыс. общетоварных и специализированных складов (в 1940—105 тыс.), площадь их составила 25 тыс. м2 (в 1940—7,8 тыс. м2), ёмкость специализированных товарных складов увеличилась за те же годы в 2 раза, в том числе холодильников — почти в 4 раза.
Принципы организации О. т. в зарубежных социалистических странах аналогичны принципам её организации в СССР.
При капитализме О. т. — это посредническое звено между промышленными и торговыми капиталистами, а также между самими торговыми капиталистами. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров; через О. т. окончательно реализуются только товары производственного потребления. Основные формы О. т.: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например хлопок, уголь, лес и т.п.); аукционы, на которых главным образом происходит массовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. С развитием капитализма значение товарных бирж как формы О. т. падает. Их заменяют разветвлённая сеть оптовых торговых предприятий и многочисленные сбытовые агенты монополий. В развитых капиталистических странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий, нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями. См. также ст. Внутренняя торговля.
  Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, М., 1971, разд. Оптовая торговля.
  С. П. Партигул.